Статья написана для тех, кто фактический не имеет опыта вождения двухколёсного транспорта и только только планирует сесть за руль. Для тех, у кого это первый-второй сезон, для тех, кто задумался над сменой своей табуретки на что-то по мощнее.
Прежде всего определитесь, зачем вам 2-х колёсный транспорт. Если для скоростных покатушек для получения адреналина, – тогда вы потенциальный труп и с вами не интересно разговаривать – "вы каждый год новые".
Если вам нужен двухколёсный транспорт, а не средство для получения острых впечатлений и выпендрежа, тогда забейте болт на мотоциклы! Да, именно так!
Мотоцикл во всём уступает хорошему скутеру в плане удобства и безопасности передвижения. Почти любой мотоцикл позволяет получить лучшую динамику и возможность втопить под 200, или проходимость, возможность запрыгнуть на высокий бордюр, проехаться по лесной тропинке и взобраться на крутой склон по грунтовке, если это эндуро. Всего этого не могут позволить сделать большинство скутеров. А теперь подумайте: если ваша задача ежедневно проехать 15 километров в один конец, безопасно, не стоя в пробках – зачем вам все эти возможности мотоцикла?
Для города подойдёт фактический любой аппарат, все они созданы в первую очередь для езды по городу, оговорюсь лишь что если это ваш первый опыт на 2х колёсной технике, не стоит сразу хватать скутер с максимальным объёмом двигателя, сегодня для передвижений по городу вполне достаточно современного 50 кубового аппарата.
Для деревни или дачи стоит искать аппарат с рычажной подвеской, а так-же с колёсами побольше, колесо 10 дюймов не справится с выбоинами сельской местности.
Для регулярных поездок свыше 100 км в один конец лучше подобрать аппарат с кубатурой свыше 100 кубиков, а так же имеющих жидкостное охлаждение. Всегда есть извращенцы способные на дальние путешествия на полтинниках, но одно дело путешествия ради удовольствия и совсем другое, регулярные, вынужденные поездки.
Вместо того, чтобы покупать говно, а потом заниматься его апгрейдом, тюнингом и ремонтом – потратьте вашу энергию на то, чтобы заработать больше денег и купите нормальный кубатурный максискутер из Японии, Тайваня, или Италии. Даже не смотрите на китайцев и корейцев. Вообще.
Если вы купили Тайванца, то скорее всего у него стоят покрышки Максис. На один сезон сгодятся, пока новые и мягкие. На второй сезон купите нормальные качественные покрышки.
Резина
Если вы купили скутер с рук, то первым делом катим его к магазину покрышек и берём нормальные покрышки только фирм Мишелин, Пирелли, Метзеллер или Сава! Обязательно проверяем дату выпуска покрышки. Отказываемся от залежалого товара. Берём только свежую резину, мягкую, пахнущую, чёрную. Запоминаем: хорошая покрышка на скутер не может стоить менее 50 Евро! Не приближаемся и близко к рядам с Кендой, Дурой и другим брендам! Китайская резина – это ваша смерть! Мой опыт говорит, что лучшей резиной для максискутера является Мишелин по цене от 80 евро за штуку.
Если у вас большой и тяжёлый максискутер, который достигает больших скоростей, обязательно берём покрышки с подходящим индексом нагрузки и скорости, например, не менее 62Р.
Берём пару одной фирмы! Смотрим, чтобы поставили правильно, стрелочкой на покрышке в направлении качения. Брать пару одной фирмы некритично, но очень желательно.
Покрышки берём только асфальтовые! У нас скутер для города, а не кроссовый мотоцикл! Нам не нужны грунтозацепы.
Покупаем за 5 долларов ручной манометр. Всегда держим его в багажном отсеке! Покрышки накачиваем всегда до максимального давления, указанного в паспорте скутера или написанного на самой покрышке. Это очень важно! Покрышки для мототехники отличаются по строению и по свойствам от покрышек для машин. Во-первых, они служат гораздо меньше и быстро стареют. Во-вторых, они предназначены для тёплой погоды, в-третьих, их всегда лучше перекачать, чем недокачать. Мотошины гораздо хуже держат дорогу, если в них давление ниже нормального, очень сильно греются и могут стать причиной потери контроля над скутером.
Меняем покрышки каждые два года, даже если они не сносились. Покрышки дубеют со временем и хуже цепляют асфальт
Тормоза
Если вы купили скутер с рук, после покупки новых шин, едем к специалисту и перебираем тормоза. Проверяем, что ничего не закисло и не заржавело, что суппорты скользят нормально, нет протечек, уплотнители целы, колодки стираются равномерно. Некоторых вещей не увидеть, не сняв суппорты. Тормозную жидкость – на замену.
Ремень
Часто купив скутер с рук можно услышать фразы о том что он на обкатке и чтобы первые километров 100/500/1000 вы не давали полный газ т.к. скутер недавно из ремонта и требует обкатки. Чаще всего это байка дабы замаскировать износ скутера и расчёт на то чтобы о максимальной скорости скутера вы узнали спустя месяц, а то и позднее... Чаще всего проблема низкой максималки в изношенном ремне, эффективной его работы важна его номинальная ширина, не важно что он хорошо выглядит, износ в один миллиметр ширины, это минус 10 км/ч на вашем спидометре. На ремне лучше не экономить и заказать через Exist / megazip / impex-jp / E-bay
оригинал, он ходит годами или в крайнем случае ремень фирмы Malossi, который прослужит как минимум сезон. Китайский ремень если и не порвётся за первую неделю, то уже через две износится до состояния того который вы сняли перед его покупкой.
Остальные вещи, касающиеся технического состояния не так важны.
Теперь наш скутер готов для того, чтобы безопасно нас возить. Чтобы не убиться, теперь нам необходимо научиться некоторым вещам, которым не учат на курсах вождения при сдаче на права. Заучить некоторые правила, написанные кровью.
Важное правило:
Держите ноги на предназначенном для этого месте в любой ситуации. Не помогайте себе ногами, или вы их лишитесь.
Я сам падал на скутере, и когда я не пытался предотвратить падения ногой, то не получал травм. Один раз я снял ногу с полки при падении, и заработал отличный вывих ступни.
Научись правильно экстренно тормозить в месте, где тебе никто не помешает, и ты никому не помешаешь в свою очередь.
Научись осознанно пользоваться противорулением.
Научись правильно входить в поворот и проходить кривые.
Никогда не убирайте двух пальцев с рычага тормоза. Приучайтесь ездить так всегда. Эти 0,2с, необходимые для того, чтобы положить пальцы на рычаг тормоза – это лишние 3-5 метров тормозного пути. Это разница между больницей и гробом.
Никогда не подгибайте ноги назад приезде на скутере. Это делает невозможным экстренное торможение. Вы просто съедете с седла без упора ногами и перелетите через руль.
Всеми возможными способами избегай торможения в повороте. Применяй притормаживание в повороте в исключительных случаях, умеренно и плавно. Для уменьшения радиуса поворота закладывай скутер сильнее контррулением. Всегда сбрасывай скорость до безопасной при движении линейно, до совершении виража. Начинай очень плавно прибавлять газ уже войдя в вираж, таким образом центробежная сила выровняет скутер к моменту выхода из поворота\виража, без дополнительных манипуляций. Двигатель во время прохождения поворота должен работать "внатяжку". Во время прохождения поворота гораздо легче заблокировать одно их колёс торможением.
Оттормаживайтесь заранее перед светофором. Подъезжайте к перекрёстку неспешно. Пока транспорт стоит на красный свет, с двигателя старых машин капает масло. Летом капает вода из кондиционера. Асфальт перед перекрёстком всегда покрыт скользким слоем грязи с маслом. Особенно опасен первый дождик после долгого перерыва. На асфальте видны радужные разводы и по своим свойствам он похож на лёд. Экстренно оттормозиться с большой скорости перед оживлённым перекрёстком просто невозможно, даже летом на сухом асфальте.
В холодную дождливую погоду помните, что покрышкам нужно минут пять чтобы прогреться и стать мягкими. А первые минуты вы едете как на деревянных коньках по льду.
Эффективно только торможение передним колесом. При торможении, вес всей системы переносится на переднее колесо и заднее колесо разгружается. При интенсивном неправильном торможении с большой скорости, заднее колесо разгружается, его сцепление с асфальтом ухудшается и происходит его срыв, блокировка.
И тут возможны варианты:
Если вы тормозите абсолютно прямолинейно, вы оставите за собой чёрную полосу резины на асфальте и запах гари. Ваш тормозной путь увеличится, и тут – как повезёт.
Если ваше движение не прямолинейно, возникнет занос, вас развернёт, и вы упадёте.
Ваша скорость ещё велика, вы заблокировав заднее колесо, испугались и отпустили рукоятку тормоза. Колесо разблокировалось, резко возвращается сцепление с асфальтом, происходит удар, ваш конь взбрыкивает и вы вылетаете с сиденья, продолжая движение отдельно.
Ни один вариант не является желательным, верно?
70-80% скорости должно гаситься передним тормозом, и лишь 20-30 – задним. Чтобы получалось правильно – надо потренироваться на пустой дороге или на стоянке.
Передний тормоз всегда больше заднего, способен рассеять больше тепла, требует меньших усилий за счёт большего диаметра диска. Переднее колеса часто делают большего диаметра, плюс передняя вилка имеет больший ход амортизатора. И это не просто так. А на заднем тормозе иногда и барабана хватает.
Качество торможения и тормозной путь зависит прежде всего от качества резины. С отличными тормозами на отвратительной дубовой резине вы постоянно будете блокировать колёса и падать.
А теперь приведу ещё несколько правил, которые спасут вам жизнь:
Никогда и ни при каких обстоятельствах не обгоняйте справа! Никогда не объезжайте стоящий транспорт справа! Это всё прописано в ПДД, но надо признать, что некоторые правила постоянно нарушаются. Но конкретно это правило нарушать нельзя, если вы хотите жить.
Никогда не двигайтесь параллельно машине или чуть сзади, в крайнем правом ряду, когда машина движется слева от вас и впереди правый поворот. Или отстаньте, или вырветесь вперёд или перестройтесь. Внезапный поворот машины, через полосу, вправо и без поворотника – это часто было последнее, что видели многие хрусты перед смертью.
Никогда не двигайтесь между рядами, когда машины в движении! Вы просто не успеете отреагировать на небольшое изменение курса машины. Водятел наклонится к радио, отвлечётся на смс, вильнёт перед выбоиной – и у вас не останется шанса на спасение.
Перед светофором, когда машины стоят, и вы едете между рядами, и никто не сможет вас внезапно удивить резким манёвром, потому, что для этого надо сначала тронуться. Не успели проехать затор, загорелся зелёный, машины тронулись – вернулись в середину одного из рядов, до следующей пробки.
Никогда не отвечайте на телефон! Никаких исключений! Телефон должен быть всегда в недоступном для вас месте, пока вы на скутере.
Всегда одевайте мотокуртку по сезону и кожаные перчатки. Это спасёт вас от уродливых шрамов и операции по пересадке кожи.
Всегда в дорогу одевайте закрытую прочную обувь – ботинки, сапоги. Даже жарким летом.
Никогда не ездите на скутере с голыми ногами. Соприкосновение с асфальтом напрямую неприкрытой кожей навсегда изменит вашу жизнь.
При падении человек всегда инстинктивно выставляет вперёд руку. Если скорость хотя бы 30 км\ч от кожи и мяса на вашей руке мало что останется. Кожаные мотоциклетные перчатки именно от этого и спасают.
Всегда езди в шлеме, даже на соседнюю улицу в магазин. Не пользуйтесь шлемами-половинками. Только полным шлемом. У шлема-модуляра всегда опускай откидывающуюся часть. Не езди без визора и держи его всегда опущенным. На скорости в 80 км\ч пчела, влетевшая тебе в глаз, может стать причиной твоей смерти. Следи за чистотой визора. Не пользуйся шлемом без лямки.
Знай, шлем спасает не столько от удара, сколько от того, что ты протрёшь черепушку об асфальт до дырки и пораскинешь мозгами. Причём встретиться с асфальтом ты можешь любой частью головы, и именно поэтому нужен полный шлем, чтобы не пришлось делать пластику лица, пересаживая кожу с ягодиц.
Приобретайте каску и экипировку цветов поярче. Налепите на себя отражающие полоски. Можно налепить и на скутер - не повредит.
Не бойтесь сигналить по любому поводу. Поставьте кастомный гудок погромче. Скутеристов плохо видно, так пусть будет лучше слышно.
Когда температура воздуха на улице впервые опустится ниже 5 градусов – отправляй свой транспорт на хранение до следующего сезона. Покрышки для мототранспорта не рассчитаны на низкие температуры, дубеют, и сцепление с асфальтом ухудшается в разы.
Проверяй давление манометром раз в неделю или чаще.
Если вам есть, что привнести дополнительно в копилку знаний, то буду рад вашему мнению. Это далеко не исчерпывающая статья.