До сих пор многие любители двухколёсной техники задаются вопросом про иридиевые свечи, их эффективность и целесообразность использования на скутерных двигателях. Давайте определим, что же это такое, проведем несколько замеров и тестов, чтобы понять, а действительно ли эффективны столь разрекламированные иридиевые свечи, есть ли смысл в их покупке, чем они лучше стандартных, как работают и когда используются.
Теория.
Все современные свечи зажигания не далеко ушли от первой разработки в плане идеологии, поставленных задач и конструктиву. Безусловно, изменения есть, но они точечные и не меняют общую идеологию воспламенения топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания в целом. Производители работают над увеличением срока службы свечей (в первую очередь), над улучшением характеристик сгорания топлива и качественного его воспламенения. Применяются различные технологии, материалы и инновации – и все это не безрезультатно.
Известный факт – чем больше расстояние между электродами свечи, тем выше способность топливно-воздушной смеси воспламеняться в различных эксплуатационных условиях. Однако при увеличении зазора между электродами, для появления качественной искры требуется большее напряжение, что не всегда возможно. Есть и альтернативный подход – уменьшение центрального электрода при стандартных зазорах.
Слева иридиевая свеча, справа обычная
Однако подобная практика требует использования при изготовлении центрального электрода дорогостоящих тугоплавких материалов и их сплавов, так как стандартный материал, используемый в обычных свечах зажигания не способен выдержать нагрузки при столь тонком стержне (обычно диаметр его может достигать 0,4 мм, при том, что в обычных свечах зажигания он составляет 2,5 мм).
Пример появления искры.Слева иридиевая свеча, справа обычная.
Использование тугоплавких металлов неизбежно приводит к увеличению стоимости конечного продукта, что не всегда оправданно. Свеча "чемпион"Современный рынок достаточно насыщен также продукцией малоизвестных компаний, часто из Китая. Иридиевые свечи можно найди в магазинах автомобильных и мото-скутерных запчастей вашего города. При выборе обязательно уточняйте принадлежность для двухтактных и четырехтактных двигателей скутеров. Диаметр и длина юбки свечи должна соответствовать размерам вашей старой свечи.
В магазинах часто представлены бюджетные аналоги брендов, для владельцев скутеров они будут по карману. Однако следует понимать, что бюджетный товар не всегда может конкурировать по качеству и эффективности работы с такими гигантами как Denso и NGK, по образу которых, они собственно и сделаны. Обычно при изготовлении подобных свечей используют сплав из иридия и других металлов, так как применение лишь иридия не позволяет добиться максимальных показателей долговечности в силу способности к эрозии последнего.
Топовые свечи Denso. Тугоплавкий материал используется лишь в наконечнике.
Характеристики иридия.
Центральный электрод иридиевой свечи.
Иридий по точке плавления (2454 °С) выше платины (1769 °С), никеля (1453 °С), золота (1063 °С) и серебра (960 °С). Это позволяет ему выдерживать более высокие температуры при работе двигателя внутреннего сгорания.
По прочности (112 кгс/мм2) он также превосходит все вышеперечисленные металлы. Это должно обеспечить стабильную работу двигателя при различных нагрузках.
Электрическое сопротивление иридия (5.3 µ?/см) меньше, чем у платины и никеля.
По твердости (240 HV, 20°С) он даже превосходит никель (160 HV, 20°С).
Аргументы производителей.
Использование иридиевого центрально электрода в теории должно обеспечить появление более мощной искры, так как при равных зазорах и меньшему диаметру электрода, тут требуется меньше напряжения.
Процесс воспламенения смеси.Слева обычная свеча.
Должен улучшиться процесс воспламенения, так как фронт пламени не рассеивается, а сосредотачивается в одной точке с более высокими температурными показателями. По заявлению производителей (в частности, таких монстров как Denso и NGK), применение иридиевых свечей повышает мощность двигателя, уменьшает расход топлива, обеспечивает более мягкий старт в холодное время года, снижает показатели токсичности выхлопных газов.
Но самый главный аргумент – повышение срока службы свечи зажигания, увеличение интервала между обслуживанием или же полное его отсутствие, в силу возможности самоочищаться последней. Так ли это на самом деле, мы рассмотрим на практике.
Практика.
Скутер для теста.Так как все измерения авторитетных автомобильных журналов, а также производителей иридиевых свечей производились на автомобилях и никогда ранее не проводились на скутерах, проведем несколько испытательных заездов на двухтактном японском скутере HondaLead AF-20 (50 куб. см.), чтобы определить поведение скутера, оценить возможность увеличения мощности, расхода топлива. Способность иридиевых свечей влиять на процесс запуска двигателя в холодное время года пока определить невозможно, так как на улице весна/лето. Мы обязательно проведем подобный эксперимент зимой и допишем результаты сюда.
Свечи для теста.
Мы не стали использовать в тесте дорогие свечи Denso IRIDIUM POWER или NGK LaserIridium, стоимость которых доходит до 1500-3000 рублей (есть экземпляры и дешевле из линейки). Безусловно, владельцы скутеров не такие богатые люди и покупка такой дорогой детали для сомнительных улучшений, маловероятна. Возможности профессионального тюнинга не учитываются. Берем во внимание обычного владельца самого обычного стокового скутера.
В ближайшем магазине мы купили недорогую свечу IridiumHIX-BP7, вероятно китайского производства.
По заявлению продавца, это полная копия японских аналогов, которые стоят в несколько раз дороже. Подопытный экземпляр обошелся нам в 320 рублей. Продавец заверил, что она идеально подходит для использования на двухтактных скутерах. Маркировка и размеры юбки косвенно подтверждали его слова.
Результаты теста.
Итак, в самой обычной заправке мы долили 92 бензина до полного бака. На скутере
HondaLead AF-20 – это 7,2 литра. В силу того, что скутер эксплуатировался долго и часто, его расход (в среднем это 3,5 литра на сотню) был известен. Бака бензина обычно хватало на 200 км пробега, иногда немного больше. Все зависит от манеры вождения, качества бензина, температуры воздуха и т. д.
Подробнее о расходе топлива и его экономии:Спойлер
Повышенный расход топлива на скутере, причины
Спойлер
Согласно тенденциям мировых цен на бензин, ждать понижения цен у нас не приходится, а наоборот мы наблюдаем постоянный прирост к сумме при каждой заправке скутера. Отсюда поневоле задумываешься, а не потребляет ли скутер много бензина? И в большинстве случаев мы замечаем, что он «ест» больше четырех литров на сотню, а иногда пять и более.
Основных причин как обычно несколько:
1) Следует проверить бензопровод на наличие утечек, шланг может быть треснут, возможно ослабели хамуты крепления к карбюратору, к бензонасосу.
2) Проверить плотность прилегания крышки поплавковой камеры карбюратора.
3) Проверить воздушный фильтр, если фильтр забит, то смесь обогащается, что ведет к перерасходу топлива.
4) Ослабевшая затяжка главного топливного жиклера может быть причиной излишнего расхода.
5) Чрезмерный нагар в глушителе и в двигателе.
6) Всевозможные неисправности в зажигании, от плохой свечи, до позднего зажигания.
7) Шины, в которых давление ниже нормы способствуют увеличенной нагрузке на двигатель, что в свою очередь также может вызвать повышенный расход топлива на скутере.
8 ) Износ поршневой.
9) Стиль вождения, когда ручка газа почти всегда выкручена на полную является основной причиной перерасхода топлива, по сравнению с заявленными производителем нормами. Попробуйте некоторое время не разгоняться больше 40 км в час, и вы будете приятно удивлены снижением расхода топлива на вашем скутере.
Как уменьшить расход топлива
Спойлер
Обычно, в мануалах для скутеров, инструкциях по эксплуатации и ремонту, можно встретить раздел с расходом топлива, и как правила для полтинника он в районе двух литров.
Но на практике, наш расход топлива значительно превышает эти показатели, иногда в два и более раза. Почему это происходит.
Для этого стоит вернуться к истокам, и понять, почему в описании такие маленькие цифры.
Прежде всего, стоит знать, что испытания по расходу на всех этих скутерах проводились исключительно в благоприятных для этого условиях, а это скорость в 35 км\час, полный штиль, вес водителя до 60 килограмм . Теперь становится ясно, почему наши измерения столь велики. Японские и китайские водители значительно легче славянских, менталитет на дороге также отличается значительно. Как правило японцы очень редка нарушают нормы дорожного движения и больше 40 км\ч редко разгоняются, об этом свидетельствует также и индикатор нарушения рекомендуемой скорости. Кто-то думает, что это предупреждение о максимально возможной скорости данного скутера, что если ехать быстрее, можно повредить его и т.д. Но это не так, это обычный индикатор, который напоминает водителю, что он нарушает правила. И в Японии за это берут штраф.
У нас же никаких ограничений нет, разве что 60 км в час, но многие скутеры на более и не способны. Отсюда мы получаем ряд показателей, которые в сумме и дают нам этот перерасход топлива:
-Вес ездока обычно больше 60 кг;
-Средняя крейсерская скорость обычно больше 50 км в час;
-Агрессивный стиль вождения;
-Часто ездим с пассажиром;
-Езда против ветра значительно увеличивает расход топлива на скутере;
-Резкие ускорения и торможения;
-Выкручивание ручку газа на максимальный радиус, причем очень часто.
-Последним не следует пренебрегать, открывайте газ плавно, без рывков, и не стоит крутить его до конца.
Соблюдая все эти правила в идеале, в итоге вы будете приятно удивлены уменьшением расхода, как минимум процентов на 30. Кроме этого, вы повысите свою безопасность на дороге, а это один из важнейших моментов.
Конечно нельзя не вспомнить и состояние двигателя. Ведь, если двигатель изношен, каких бы правил вы не придерживались, уменьшить расход топлива у вас не получится в принципе, особенно на двухтактных скутерах. Виной этому — изношенная поршневая, неисправная работа карбюратора и пускового обогатителя, забитая выхлопная труба.
И теперь становится ясно, что если скутер будет новый, с идеальной работой всех механизмов, если стиль езды также будет соответствовать японскому, если погодные условия будут всегда идеальными, без ветров и морозов, а наш вес будет как у азиатов (что в принципе невозможно), мы можем рассчитывать на такой расход.
В нашем же случае — это просто невозможно, и не следует за этим гнаться. 3,5 — 4л. — вполне нормальный расход топлива. А если вы хотите его уменьшить, прошу, следуйте правилам.
Следует также учесть, что в холодную пору года, расход топлива может вырасти, иногда до 15-20 %. Связанно это с изменением плотности воздуха.
Ощущения от вождения, динамики, показателей мощности также успели прижиться, поэтому сравнивать поведение скутера до и после замены свечи было очень просто. К слову, в течение двух сезонов успешно эксплуатировалась самая обычная свеча NGK BPR6HS. Проблем с ней не было.
Как выбирать свечи NGK. Подбор по маркировке.Спойлер
NGK — наверное, самые популярные свечи в мире. Концерн выпускает продукцию от бюджетного уровня до уникальных, с платиновым электродом. Важный момент для нормальной работы двигателя скутера — подобрать правильную свечу, с правильным капильным числом.
В мануале для каждого скутера приведен перечень различного производителя с рекомендованной маркировкой. Среди этого перечня обязательно вы увидите свечи NGK.
Подробно изучив таблицу, приведенную ниже, вы будете знать обозначение каждого символа маркировки этих свечей, таких как: диаметр резьбы, размер ключа, особенности конструкции, капильное число, длина резьбы, конструкция искрообразующего наконечника, тип , размер металлического корпуса, зазор, а также конкретные особенности.
Таблица в очень информативной форме, на русском языке.
Итак, первый запуск двигателя. Проводился эксперимент по запуску двигателя на холодную и на горячую. Разницы в сравнении с обычной свечой не заметно, двигатель легко завелся со стартера, холостые обороты ровные, не плавают. На холодную, пусковой обогатитель как обычно немного увеличил обороты, затем они плавно упали до нормальных.
Начинаем стартовать – ощущения прежние. Направляющие в ведомом шкиве вариатора на скутере HondaLead выполнены под углом, отсюда, как и прежде, чувствуется провал при разгоне, однако на скорости 40-60 км/ч, по ощущениям, скутер работает мягче, есть ощущения, что на высоких оборотах увеличилась отзывчивость на рукоятку газа, однако ощутимых показателей увеличения мощности нет.
Динамика и максималка остались на прежнем уровне, но это и не удивительно, ведь очевидно, что пока еще инженеры не смогли разработать свечу, которая может существенно улучшить технические характеристики двигателя. По крайней мере, это касается скутеров. Возможно, на автомобилях, где полно электроники, где достаточно большой объем двигателя и свечей от 4 и больше, будут заметны технические улучшения, однако и там эта разница, очевидно, будет несущественной.
А вот расход топлива действительно несколько снизился. По показаниям одометра, полного бака скутера хватило на 220 км. пробега. Такого показателя ранее достичь не удавалось. Возможно, это связано с более щадящим стилем вождения, придерживаться которого не стояло задачей, а может и действительно, иридиевая свеча помогла немного сэкономить топлива. Однако в экономию топлива в 10% верится с трудом.
После 220 км. пробега, свеча оказалась абсолютно чистой, никакого нагара и конструктивных внешних изменений электродов.
Заключение.
Субъективно, особых отличий между двумя типами свечей в работе двигателя нет. Можно говорить о небольшом снижении расхода топлива и лучшей отзывчивости на верхах, которые многие скутеристы просто не заметят на практике.
Есть склонность полагать, что при серьезном тюнинге двигателя скутера, применение иридиевых свеч будет более оправданно.
Использование в составе центрального электрода иридия, определяет превосходство данного типа свечей по срокам эксплуатации в сравнении с обычными аналогами. С этим можно согласиться, но как это будет на практике, покажет время.
материал взят с сайта :
http://scooter-remont.com/
Дописал: 28 Мая 2014, 11:16:26
Скутеристы! Кто на какой свече ездит? ))))