Наткнулась на эту статью в интернете и не смогла пройти мимо.Особенно после этого:
А теперь впечатления от очного знакомства с Александром и его вездеходами…
Первый вездеход
Александр Зинин построил год назад, летом 2012 года, назвав его «Тарусь» – от Тарусы, протекающей рядом реки. Вообще, конструкций машин на шинах сверхнизкого давления – как их именуют в народе «пневматики» или «каракаты», известно множество, 3-, 4-, 6- и даже 8-колёсные. Это отдельная тема и не будем в неё залезать. Но вот 2-колёсных каракатов не встретишь вроде как. Бытует мнение, что такая 2-колёсная машина имела бы неадекватную управляемость. И такие широко известные в узких кругах каракатостроители, как питерец Алексей Гарагашьян или минчанин Александр Борисевич, так и не решились построить подобный аппарат. А вот Александр Зинин взял и построил… Надо сказать, прокатившись на 2-колёсном каракате Зинина я поменял свои представления о управляемости – никаких «побочных эффектов», едет совершенно адекватно.
С главной задачей – сделать аппарат максимально лёгким – калужский умелец справился «на все сто». Вес «Таруси-1» менее 50 кг!!! И главное, он – полноприводный, значит там есть всё в виде осей, цепей, звёздочек, карданов.
Самого интересного в машинах 2WD – системы привода, не видно. Всё закрыто облицовками, что разумно: меньше грязи – дольше едешь. Но всё же главное удалось понять – привод цепями, которые кстати мопедные. То есть они уже, чем от «восходов» или «минсков», а потому легче. С передним приводом Александр особенно не мудрствовал – использовал ту же схему, что была на «Баксане» (поперечный карданный вал проходит чётко через виртуальныю ось рулевой колонки). Мы же, стоя «Баксан», позаимствовали её у зидовского конструктора Анатолия Заплаткина, который получил авторское свидетельство. Было нечто похожее на фото довоенных опытных мотоциклов. Но есть важное отличие – оси как таковой нет, у нижнего и верхнего мостиков используются детали, похожие на шаровые опоры. Кстати, так же сделано и на «Роконе», дополнительное преимущество, которое реализовал Зинин – возможность быстрого отсоединения всей передней вилки, чего с полноценной осью и подшипниками не сделаешь.
Удалив жестом фокусника сиденье, можно разглядеть поперечный вал, на который приходит момент от мотора (посредством ремённой передачи), и осуществляется раздача по колёсам. К заднему она идёт сразу одной цепью, а к «передку» имеется промежуточная цепная передача вдоль мотоцикла. Здесь же бросается в глаза тормоз, он, как называют такую схему, трансмиссионный. Использован стальной диск крошечного диаметра, зажимает его механизм от велосипеда с тросовым приводом. Диск полностью защищён от попадания воды или грязи. На руле слева небольшой, тоже велосипедный рычажок. На практике тормоз мёртвый. При снятой цепи переднего привода (во время теста был и такой вариант) тормоз обеспечивает остановку заднего колеса.
Звёздочки на колёсах – очень большого диаметра, это позволило разгрузить всю трансмиссию и выполнить её более простой и легкой. Усилие в цепи в полтора раза меньше, чем на мопедах, на которых применяется эта цепь. Сделаны звёздочки из листовой стали методом удаления лишнего металла. Также кустарно выпиливались зубья. Вообще, никакого дорогостоящего «хай-тека», всё доступно. Например, рама и вилка сварены из труб квадратного сечения, такие продаются на стройрынках.
Конечно, самое интригующее – какой использован мотор. Ни в жизнь не догадаетесь –
от бензопилы «Урал» (это на «Таруси-1»). Существует много модификаций, видимо применён «Урал-76» (2Т, 76,5 см3, 5 л.с. при 9000 об/мин). В сборе с пильным механизмом весит 8,7 кг, а «голый» – около 5 кг. Он пускается ручным стартером, причём механизм сделан съёмным – после запуска его убирают. На выходе коленвала – сухое центробежное сцепление, на его выходной ведомой части закреплён шкив клинового ремня. Мотор закреплён в одной точке и может вокруг неё поворачиваться, чтобы обеспечить натяжение ремня. Дальше – самое интересное, есть возможность использовать две передачи. Для этого откидным рычажком ослабляют натяжение ремня и рукой перекидывают его на соседний шкив другого диаметра. Затем рычажком обеспечивают натяжку. Такой 2-ступенчатой трансмиссии особо не встретишь. Понятно, что все эти манипуляции на ходу не совершишь. Впрочем, у «Рокона» тоже переключаться следует стоя на месте.
На первом вездеходе, «Тарусь-1» применены камеры от уазика. Подвесок, как таковых, нет. Камеры неплохо гасят удары, но если ехать быстрее, ощущается дефицит демпфирования. Мотоцикл начинает прыгать, как мяч, собственно это и ограничивает «максималку». Кстати, когда ремень на втором, большой ведущем шкиве, «Тарусь» может разогнаться, думаю, до 40 км/ч.
В простейшем варианте на колесе установлена лишь одна камера, она стянута ремнями из тонкой транспортёрной ленты, для увеличения проходимости к каждой ленте прикреплён кусок клинового ремня. Это, собственно, самая распространённая конструкция колеса пневматика. Но и самая ранимая – такое колесо легко проколоть, а резина под прямыми солнечными лучами растрескивается и не живёт дольше одного сезона..
Во втором варианте снаружи ставится еще одна разрезанная камера, играющая роль покрышки. Так долговечнее, проколы уже редкость, но вся конструкция становится на 4 кг тяжелее.
Самое радикальное решение Александр использовал на втором вездеходе, «Таруси-2». Здесь шины от мотовездехода размера 26х9, 0-12 в китайском исполнении. Машина заметно потяжелела, поэтому применён и мотор помощнее – 4-тактный, от мотокультиватора. В остальном, с системой привода и трансмиссией изменений нет. Но её уже так легко поднять невозможно.
На обоих вездеходах продумана грязезащита – у каракатов это большая проблема. Всё «оперение» крайне примитивно, но зато оно, будучи изготовлено без изысков из стеклоткани, очень лёгкое. Местами применяются обрезанные «по месту» куски резины.
Показались слишком маленькие подножки (они сделаны из того же профиля, что и рама, и приварены к ней) – ноги соскальзывают, нет опоры. Ручка газа тоже не заводская, открытая. Откинув эстетический момент, она получилась слишком короткоходная. Впрочем, и сам бензопильный мотор не рассчитан на переходные режимы – либо холостой ход, либо полный газ.
Аппараты крайне аскетичные, и на любителя – никаких приборов и электрики, фара – для бутафории, хотя при желании можно приладить батарейки.
В этот раз не удалось помесить грязь – две недели были без дождей. Но сомнений в проходимости аппарата нет. Принадлежность к классу «каракат» автоматически гарантирует всепролазность и даже плавучесть – всё это отлично видно на роликах и сомнений не вызывает.
В планах у Александра довести свои вездеходы до серийного производства. Сейчас занимается усовершенствованием своей конструкцией, доводкой отдельных узлов. Делает стапеля для быстрой сборки частей мотовездехода. А также пытается заработать денег для своего проекта посредством продажи документации через интернет. Есть сведения, что с десяток форумчан строят "Таруси" по всей Руси.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИRokon Trail-Braker «Тарусь-1»
Сухая масса, кг 94 47
База, мм 1295 1110
Высота по седлу, мм 760 75
Дорожный просвет, мм 340 370
Объём бензобака, л 10 2
Макс. скорость, км/ч 60 60
Грузоподъёмность, кг 150 200
Ориент. цена, руб. 280 000 н.д.
Двигатель 1/4Т 1/2Т
Рабочий объём, см3 172 76,5
Макс. мощность, л. с. 6,0/4000 5,5/9000
Система охлаждения воздушное принудительное воздушное принудительное
Система питания карбюратор карбюратор
Система запуска ручная ручная
Трансмиссия вариатор, 3-ступ. КПП 2 передачи вперёд
Привод колёс карданный вал, цепи карданный вал, цепи
Тип привода 2WD 2WD
Рама стальная, сварная стальная, сварная
Передняя подвеска рычажная вилка отсутствует
Задняя подвеска отсутствует отсутствует
Передний тормоз дисковый, гидропривод отсутствует
Задний тормоз дисковый, гидропривод дисковый, тросовый привод
Колёса 5,9-15 29х9,5-15
Дополнительные параметры «Таруси-1» (данные производителя):Диаметр колёс, мм 740
Ширина колёс, мм 220
Давление в шинах, кг/см 0,13
Угол поворота, градусов 55
Время разборки мин. (отсоединяется передняя вилка, помещается в багажник 80% легковых машин), секунд 10
Максимальное время разборки (в две сумки), мин 2
материалы были взяты с сайта :
http://www.scooterdigest.ru/