В уходящем году исполнилось 60 лет великому изобретению человечества и обязательному элементу экипировки - МОТОШЛЕМУ.
Мотошлем (мотоциклетный шлем) - пассивная защита головы водителя мотоцикла или мотороллера (скутера).
Шлемы обязательны для водителя и пассажира мотоцикла практически во всех странах мира.Кроме прямого назначения - защиты головы, шлемы могут помочь защититься от пыли и насекомых, грязи, воды и встречного ветра. Кроме того, шлем может стать средством самовыражения пилота мотоцикла, помочь показать его индивидуальность.
Из истории появления шлема.13 мая 1935 года в Англии на своём мотоцикле разбился легендарный подполковник британской армии и заядлый любитель мотоциклов (владел в разное время 8-мью байками Brough Superior) Томас Лоуренс Аравийский.
На дорогу перед ним выехали 2-ое детей на велосипедах. Избегая наезд на них, Лоуренс потерял управление и упал, разбив голову (шлема на нем не было). Через 6 дней после аварии Томас скончался.
Один из лечащих врачей Лоуренса - молодой нейрохирург Хью Кэрнс под впечатлением от этой трагедии, начал обширное исследование гибели мотоциклистов (проанализировал 2279 случаев). Его доклады о исследовании (опубликованные в период с 1941 по 1946 годы в British Medical Journal) подтолкнули общественность к развитию защиты для мотоциклистов и внедрении мотошлемов.
Уже в начале 1950-х были сформулированы (Британским институтом стандартов по заданию от Министерства транспорта) первые в мире требования и способы испытаний для мотошлемов.
В США в 1953 году профессором Университета Южной Калифорнии Чарльзом Ломбардом был запатентован шлем с крепкой внешней оболочкой и внутренней частью, погашающей энергию удара (шлемы современной конструкции имеют тот-же принцип устройства). Этот шлем разрабатывался для военной авиации, но патент охватил и многие другие сферы, включая и защиту для головы мотоциклистов. 1 января 1961 года в Австралии (впервые в мире) вступил в силу закон, обязывающий мотоциклистов использовать защитные шлемы. И сейчас законодательство Австралии остается очень требовательным к безопасности водителей - австралийский и новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006, действующий в настоящее время, - один из самых строгих стандартов для мотошлемов в мире.
В России (тогда Советском Союзе) обязанность использовать мотоциклетных шлемов появилась только в 1967 году с принятием Постановления №1092 от 29 ноября "О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах".
На сегодняшний день существуют несколько типов шлемов:
Интеграл или full face (фулл-фейс)
Спойлер
мотошлем с защитой подбородка. Этот шлем полностью закрывает голову мотоциклиста и имеет ветрозащитное стекло - визор. Недостатком некоторых моделей таких щлемов является плохая вентиляция. Этот вид мотошлемов обеспечивает самую лучшую защиту, так как давольно большой процент ударов при аварии приходится на подбородок.
Модуляр (flip-up)
Спойлер
Полностью закрытый шлем с хорошей степенью защиты. В отличае от шлема интеграла, у модуляра можно откинуть вверх подбородочную дугу шлема вместе с визором. Такое решение позволяет мотоциклисту принимать еду или воду, курить не снимая шлем.К недостаткам можно отнести высокую стоимость, большой вес и уровень аэродинамических шумов (по сравнению с интегралом). Кроме того зафиксированы случаи откидывания подбородочной части шлема при ударе.
Кроссовый
Спойлер
Модифицированный шлем-интеграл с увеличенной степенью защиты и адаптацией для экстремальных гонок. Этот шлем снабжен длинным козырком, защищающим лицо от летящих из-под колес камней. Подбородочная дуга выдвинута вперед (для облегчения дыхания) и усилена. Вместо визора используют защитные очки. На высоких скоростях такой шлем передает на голову мотоциклиста большее аэродинамическое давление, чем интеграл.
Открытый шлем 3/4
Спойлер
Шлем похож на интеграл без подбородочной дуги. В таких шлемах визор может отсутствовать. Иногда могут снабжаться солнцезащитными козырьками. Из-за небольшой защиты, эти шлемы подходят только для езды с небольшой скоростью (на мотоциклах небольшой кубатуры и скутерах). Достоинство этих шлемов - небольшая цена и масса, отсутствие проблем с вентиляцией головы и обзором.
Открытый шлем 1/2
Спойлер
Более дешевый и легкий аналог 3/4. закрывает только половину головы.
Шлем-каска
Спойлер
Прародитель современных мотошлемов. Обычно изготавливается из кожы, металла или пластика. Обладает очень низкой степенью защиты. В России не запрещена ПДД и поэтому используется в качестве формального элемента экипировки или элемента эпатажа.
P.S. Отправляясь в поездку или путешествие надевайте экипировку.ДА ПРИБУДЕТ С ВАМИ ТАЛИСМАН