Приветствую всех, интересующихся мототемой.
Мне всегда была интересна тема боковых мотоприцепов, и постепенно, ища легкий заводской вариант на малокубатурную технику наткнулся на прицепы фирмы Velorex, производства ещё Чехословакии, выглядящее презентабельно и имеющие легкий вес, всего 65 килограмм. Вот такое чудо Velorex 562, которые ставились на мотоциклы фирмы Jawa
Но суть данной темы не о прицепах, а о мотоколясках, или о микромобильчиках, производства этой же фирмы. Надеюсь, эта информация вдохновит кое кого на новые проекты
Velorex 350
По конструкции это мотоколяска с пространственным каркасом, на который навешиваются кожаные панели.
Немного истории:
Создатели Велорекса — братья Моймир и Франтишек Странские. Идея создать доступный микроавтомобильчик пришла им в голову ещё перед войной. Но воплотить эту идею удалось лишь после войны. Своё детище братья Странские назвали OS-KAR, что переводится «тележка на оси». Серийное производство началось в 1950 году в городе Градец Кралове. На каркас из металлических труб были навешаны панели из дермантина. Спереди было два колеса, а сзади одно. Двигатель объёмам 250 кубов и многие агрегаты — от мотоцикла Ява. Боковые стёкла на дверях были съёмными.
О ранних моделях до 1956 года и их тиражах данные противоречивы. Ранние модели были такие: OS-KAR 50-52, OS-KAR 52-54, Oskar-54, Oskar-Velorex. Их годы выпуска и «тиражи» указаны в разных источниках по-разному. Русская и английская Википедия гласят, что в 1951г выпустили 120 машин Oskar-54, в 1952-ом — уже 180, а в 1954 году 80 рабочих изготавливали по 40 машин в месяц. Но в немецкой (и, отчасти, польской) Википедии приведён разбор каждой модели, и данные вырисовываются другие. Более-менее цельной картина получается лишь с 1956 года, когда брэнд стал называться Oskar-Velorex, а года эдак с 1959 — просто Velorex. Но как бы то ни было, уже в 1959 году завод выпускал по 120 машин в месяц. Сам же завод в 1951г переместился в город Солнице, а в 1961 — в Рыхнове над Кнежноу.
Итак, постараемся разобраться в ранних моделях Оскаров/Велорексов. Общая их черта — 19-дюймовые колёса, и 250-кубовый двигатель Jawa тип N11.
Первая модель называлась просто OS-KAR. Но она была двух «подвидов», никак не обозначавшихся. Условно назовём их OS-KAR 50-52 и OS-KAR 52-54 по годам выпуска. Начнём с OS-KAR 50-52. Выпускалась, как видно, с 1950 по 1952 год, и разошлась мизерным количеством 36 штук. Отличительные особенности: высокий «капот» и кузов с выступающей кормой, назовём его условно «седан».
Следующей моделью стал OS-KAR 52-54. Их выпустили уже 130 штук. От предшественника он отличался только формой передней части: «капот» стал более покатым, и таковым и оставался у всех последующих Оскаров и Велорексов. Двигатель и кузов остались те же. Размер колёс всё тот же — 19 дюймов.
В 1954 году появляется модель Oskar-54. Именно так: Oskar в одно слово. Цифра 54 здесь официальный индекс, и одновременно год начала производства. В том же году погибает Франтишек Странский во время испытаний прототипа. А Оскар-54 выпускается всего год, с 1954 по 1955г. Их выпустили 290 штук. Изменилась задняя часть кузова: теперь она не выступает, назовём условно такой кузов «хэтчбек». Такая корма будет у всех последующих моделей.
У Оскара-54 наконец-то появились поворотники (хотя, судя по разным фотографиям, они варьировались, и могли быть «колхозом»), а на панели приборов появился (о, чудо!) спидометр. Эмблема изменилась: большого чёрного треугольника мы уже не видим. А видим лишь нечто маленькое овальное.
Это всё были малотиражные модели. В 1955 году появилась первая массовая модель, которая называлась сначала Oskar-Velorex 16, а года примерно с 1959 — Velorex 16/250. Выпускалась эта машина до 1963 года и разошлась тиражом около 2500 штук, включая Oskar-54. Двигатель опять же от Явы, но уже тип N353, объём всё тот же — 250 кубиков. Это был первый из «классических» Велорексов с колёсами 16 дюймов и «устаканившейся» внешностью, которая у всех последующих моделей отличалась лишь расположением поворотников и задней светотехникой. Максимальная скорость составляла 75 км/ч. На ранних экземплярах были «жабры» по бокам, но с конца 50-ых вместо них появились воздухозаборники в виде широких щелей позади дверей.
В 1963 году на смену 250-кубовому Велорексу пришли сразу две модели: Velorex 16/175 и Velorex 16/350. Внешне они идентичны, от предшественника отличались задними фарами от трамвая «Татра», а поворотники перекочевали на корпус. Также вместо двух задних окон появилось одно широкое. У обеих моделей появился динамостартер. Максимальная скорость соответственно 65 и 85 км/ч. Велорекс 16/175 оказался непопулярен, и уже через год был снят с производства, разойдясь тиражом всего 800 штук. Двигатель у него был уже не от Явы, а от мотороллера Чезета. Этот двигатель был явно слабоват для такой машины. А вот 350-ый Велорекс стал хитом. Он имел двухцилиндровый двигатель от Явы мощностью 16 л. с.. Более того: именно Velorex 16/350 стал самой массовой моделью: их выпустили 12 тысяч, в то время, как всего Велорексов и Оскаров выпустили около 16 тысяч. Именно его называют просто Velorex.
Выпускался Velorex 16/350 до 1971 года. Из 12 тысяч выпущенных экземпляров половина до сих пор на ходу. Существовала инвалидная версия. Она выдавалась либо бесплатно, либо по льготной цене, в зависимости от тяжести увечий инвалида. Также Велорексы широко использовались, как служебный транспорт. Продавались они и в личное пользование, права на них были нужны категории А, как на обычный мотоцикл. В последние годы на Велорекс нужна категория А1.
Была и грузовая версия Велорекса. Грузовой отсек находился над двигателем. Таких грузовичков выпустили очень мало, по некоторым данным всего несколько штук.
В 1971 году прекратилось производство трёхколёсных Велорексов. Завод представил первую четырёхколёсную модель — Velorex 435-0. Это был почти полноценный автомобиль, но всё с тем же Явовским 350-кубовым двигателем. Автомобильчик был страшноват, кузов всё равно из дермантина, а мест всё также два. Максимальная скорость при том же двигателе стала пониже: 80 км/ч. Сказалась возросшая масса.
Он выпускался всего два года. За эти два года было выпущено 1380 штук. В 1973 году производство неудачной модели прекратилось. Велорекс просто не смог конкурировать с Трабантом. Трабант был четырёхместным, более быстрым, да и выглядел намного симпатичней. На его фоне Велорекс 435-0 был откровенно убог. Была у него и грузовая версия — Velorex 435 D. Грузовичок был куда симпатичней легкового собрата, к тому же был самосвалом.
Грузоподъёмность составляла 445 кг. Цепной привод на заднюю ось смазывался на ходу из специального бачка. Масло шло на щётку, которая не только смазывала цепь, но и очищала. Грузовичок прочили мелким предпринимателям. Но спрос оказался нулевым. Их выпустили всего 50 штук.
После 1973 года фирма Velorex переключилась на производство колясок для мотоциклов. На этом поприще фирма имела успех, но с крушением соцлагеря производство загнулось.
В 80-ых годах индусы пытались выкупить лицензию на производство трёхколёсных Велорексов. Но не судьба: оборудование для их выпуска к тому времени было уничтожено.
В 2011 году умер Моймир Странский. Он пережил брата на 57 лет.
Что мы имеем сейчас? Около 6-7 тысяч Велорексов до сих пор на ходу. В основном это модель 16/350. Есть клубы фанатов Велорексов по всей Европе. Единственный Велорекс на постсоветском пространстве находится в Латвии.
П.С. Велорекс 16/350 снялся в комедии «Беги, официант, беги» (Vrchni, prchni) 1980 года. В фильме машинка исполняет одну из главных ролей, являясь неотъемлемым атрибутом главного героя. Фильм есть на youtube.
И да, это копипаста с ЖЖ.
Интересно развитие этой темы, как из простых материалов можно создать техническое чудо.
Теперь фирма Velorex называется Velorexport и учитывая особый интерес к ветеранам мототехники, компания возобновила производство колясок типа Velorex 560 в небольших количествах. А так же занимается реставрацией старых единиц. К сожалению, такие микромобильчики уходят в прошлое.