Новый глушитель был изготовлен из корпуса старого глушителя мотоцикла ИЖ Юпитер 5 :
Передняя часть * бочки * - была адаптирована к диаметру нового корпуса ( приблизительно 82 мм ) при помощи болгарки и сварочного полуавтомата. Внутренний мегафон - остался без изменений. Стенок он как и рантше не касается. Кольцевой зазор - естественно уменьшился.
Тут я посмотрел на чертёж резонатора от ЗИДа Пилот :
Конструкция во многом схожая - тоже есть внутренний мегафон - но я обратил внимание на отсутствие обратного конуса. Вместо него - плоский отражатель - по совместительству - днище резонатора. Я знаю что этот девайз - очень недурно работает. И заводские испытатели - в статье - в журнале МОТО - хорошо отзывались о качестве серийной выпускной системы Пилота.
Кроме того - я посмотрел чертежи глушителя мотоцикла Ява 638 :
Глушитель этот - обратного конуса тоже не содержит - что не мешало ему пользоваться ( полагаю заслуженно ) народной любовью на территории СССР
Глушитель от ИЖ Ю 5 - тоже снабжон отражателем ввиде слабо профилированной штампованной шайбы .... и претензий к нему у меня не возникало :
Вобще - получается - и глушитель типа * огурец * можно критиковать за неоптимальную по резонансу работу - вызванную очень компактными габаритами - но по конструктивному устройству - он не выделяетсяиз общего русла технической мысли - своего времени :
Вышеизложенное - навело меня на мысль - не заморачиваться особо с изготовлением обратного конуса и сильно сложного акустического фильтра - а поступить следующим образом - поставить плоскую отражающую шайбу с отверстием посередине и акустический фильтр по мативам глушителя * помидор * - только нацепив диски не на одну - а на две резьбовые шпильки М 6 с дисттанционными распорными втулочками ( из стальной трубки от торшера ).
На следующем рисунке - видим глушитель * помидор * - начинка которого собственно и есть один сплошной акустический фильтр - весьма примитивной конструкции :
Это самый первый вариант - два разнонаправленные стационарные турбинные колеса. В последующих модификациях - ещё были 2 выпрямителя потока - диски с дырочками по кругу в 1 ряд. Газы проходили сквозь завихритель - выпрямитель - второй завихритель - и второй выпрямитель - и через плоский выхлопной патрубок - на улицу.
Эту конструкцию я решил испытать в качестве прототипа акустического фильтра.
Я догадывался - что такая конструкция акустического фильтра - может быть не оптимально тихой - но сначала хотел проверить что будет на тему резонанса и изменения скоростных характеристик двигателя. Ну а звукопоглощающий элемент - доработать потом - по мере надобности. Если такая необходимость возникнет.
Упрощённый вариант модернизированного глушителя :
Итак - вот описание начинки модернизированного глушителя :
( в упрощённом варианте )
Условие по уменьшению размеров - выполнено.
Длинна старого и нового глушителей - одинаковая.
( Длинна цилиндрической части нового глушителя - 230 мм )
Диаметр старого глушителя - 104 мм. ( наружный )
Диаметр нового - 82 мм. ( наружный )
( диаметр поршня ( от Днепра ) донышком которого заткнут глушитель - 78,5 мм )
Вес старого глушителя был почти 5 кг. у нового - около 3 кг с хвостиком...
Внутри 4 перегородки :
( материал - хлоднокатанная сталь - 1.25 мм )
1 Диск с отверстием 14 мм по центру ( отражатель )
2 Диск - завихритель - ( Стационарное турбинное колесо )
3 Диск выпрямитель - 35 отверстий - 4 мм - кучкой в центре диска. За ним полость заполненная сеткой.
4 Диск с четырьмя отверстиями 8 мм - ближе к краям.
Зазор между дисками 22 мм. ( обеспечен распорными втулками )
В центр днища - изготовленного из поршня - вкручен выхлопной патрубок - изготовленный из свечи зажигания - с внутренним отвертием - диаметром 10 мм.
Идея что старый глушитель не даёт мотору раскручиваться - оказалась верной.
Тембр нового глушителя - не визжащий а басовитый.
Это тоже не плохо.
Но вот громкость - не годится для агрегата ездящего по городу
Эффект - неоднозначен.
Грамотный глушитель для спортивного ( кроссового ) мотоцикла. Подхват после 30 км ч . Если на асфальте присутствует немного песочка - в момент подхвата - колесо стало пытаться сорваться в пробуксовку.
Максимальная скорость выросла с 55 до 75 км ч. Но это самый громкий скутер из всех что я видел. Поёт на ноте * ДО * и очень напоминает - по звуку кроссовый ЧЗ - 125. На малом газу не едет.
Придётся переделывать - а то - с таким звуком - побьют соседи.
Я обратил внимание - что днище поршня - затыкает заднюю часть трубы глушителя не совсем плотно. В порядке эксперимента - попробовал замазать кольцевую щель синим герметиком - который - по случаю - оказался под рукой. Звук на некоторое время стал заметно тише - пока герметик не разрушился от температуры ( прогорел примерно через час ). Но одновременно с уменьшением звука - стало чувствоваться - что проходное сечение выхлопного патрубка ( 10 мм ) - маловато.
Чувствовалось что мотор частично потерял динамику в верхней четверти оборотов. Очевидно это не нарушение резонанса а слишком большое пневматическое сопротивление выхлопной системы.
Нужно сделать выхлопной патрубок на выходе из глушителя с диаметром отверстия 14 или 16 мм. И обеспечить надёжную герметизацию кольцевой щели вокруг днища глушителя.
В этом случае глушитель не будет душить мотор на верхах и звук не будет превышать звук мотоцикла Восход 2 с штатными глушителями.
Ещё одно наблюдение : я пришол к выводу что обратный конус полезен тем - что он отражает обратную волну газов - не моментально - ударно - а чуть растянуто во времени. Прямая стенка - отражатель - под действием волны отработанных газов порождает вместе с отражонной обратной волной газов - ещё и ударную звуковую волну внутри глушителя. Эта звуковая волна ударяет в стенки корпуса и переизлучается наружу. Получается эффект барабана. Иными словами резонатор с прямой отражающей стенкой - даёт ощутимо более жосткий и громкий тарахтящий звук - излучаемый стенками резонатора. На скорость это влияет мало - а вот на мои уши давит чувствительно. Как впрочем и на уши окрестных обывателей. Это не есть гут.
Вывод - конструкция испытанная мной - по своим динамическим характеристикам - весьма работоспособна ( и полученная характеристика мотора вполне меня устраивает ) - но видимо заметно проигрывает первоначальному проекту модернизации ( с обратным конусом ) в плане шумности - и это нельзя игнорировать. Полученный уровень шума - следует признать неудовлетворительным.
По динамическим характеристикам - мне кажется ощутимой разницы между изготовленным вариантом с прямой стенкой и тем - который планировался изначально ( с обратным конусом ) - не будет наблюдаться. Уровень шума - прогнозируемый для первоначальной конструкции - полагаю должен получиться приемлемый - примерно на уровне мотоцикла Восход 2 - но при условии полной герметизации кольцевого шва донышка акустической части ( например с применением резьбы на диаметр 84 мм ).
Взято отсюда